Дом Мейерхольда в Пензе был открыт в качестве музея 24 февраля 1984 г. и стал первым мемориалом всемирно известного театрального деятеля не только в России, но и за рубежом. Семья Мейерхольд жила в этом доме до 1898 года. Открытие мемориала (тогда «Музея Театра») совпало со знаменательной датой – 110 лет со дня рождения режиссёра, родившегося в 1874 году.
Особую роль в становлении музея сыграла внучка Мейерхольда – Мария Алексеевна Валентей. Она безвозмездно передала в его фонды мемориальные вещи Мастера и членов его семьи. Она курировала все значимые мероприятия, связанные с мемориальными датами, привозила в Пензу известных деятелей театра, организовывала их творческие встречи с пензенской публикой. Благодаря Марии Алексеевне пензенский мемориал «взяли под свое крыло» Секретари СТД РФ Владимир Урин и Валерий Фокин, ставший впоследствии председателем комиссии по творческому наследию Мейерхольда.
Хранилище Музея содержит около 10.000 единиц основного фонда, располагает уникальными, не опубликованными документами, рукописями, фотоархивом. В ноябре 1999 года в на территории Музея был открыт первый в мире памятник Всеволоду Мейерхольду (автор Ю. Ткаченко, г. Пенза).
На базе Музея в Пензе в 1989 году проводилась первая в мире международная научно-практическая конференция, посвященная115-й годовщине со дня рождения Мастера. В ней принимали участие представители 14 стран мира: США, Великобритании, Франции, Японии, Польши и др. Среди имен выдающихся деятелей мировой культуры, сотрудничавших с музеем и являющихся его друзьями такие, как: Ежи Кёниг, Эдвард Браун, Беатрис Пикон-Валлен, Марджори Гувер, Франческо Малковатти, Альма Лоу, Олег Табаков, Сергей Юрский, Михаил Швыдкой и многие другие.
в 2003 году, решением Правительства Пензенской области, бывший Музей Мейерхольда был реорганизован в Центр театрального искусства «Дом Мейерхольда». Так в доме Мейерхольда возник профессиональный театр-лаборатория, первая «собственная» актерская труппа – и проект «ТДД» стал воплощаться в жизнь. Актерами в труппу были набраны исключительно мужчины. Это диктовалось условиями жанра проекта, тяжелыми физическими нагрузками – и самой идеей сценической практики творческого наследия великого Мастера, изученного сотрудниками бывшего музея за 20 лет исследовательской работы.
Первым этапом проекта была постановка трех пьес У. Шекспира («Зимняя сказка», «Буря» и «Цимбелин») и трех – К. Гоцци, из которых в то время была поставлена только «Зеленая птичка», но впоследствии – и «Счастливые нищие». Зато в репертуаре ТДД появились такие имена как Э.-Т.-А. Гофман, М.Булгаков, Н.Гоголь, А.Пушкин, С.Мрожек, Б.Джонсон, М.Салтыков-Щедрин и др., что соответствовало проекту «театра масок».
В труппе театра работают профессионалы, имеющие образование драматических актеров, актеров-кукольников, музыканты. Театр строит свою работу на «живом» исполнении вокальных номеров, музыкальных партий, развитии пластического и хореографического мастерства артистов.
Посмотреть видео можно здесь
Музей интереснейший! Но важно, чтоб с экскурсоводом повезло. Я там была дважды, и в первый раз мне было не интересно. Во второй раз экскурсовод с горящими глазами влюбила меня в этот музей.